«Семья и школа – это
берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед
ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем
оторваться от берега…»
Л.Кассиль
Взаимодействие
с родителями всегда было, есть и будет
неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Введение государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС
НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь
ключевая идея нового стандарта – это
общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь
педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В
результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и
семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из
двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На
современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими
стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных
и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач
воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя
жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой
плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в
свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога,
взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм
гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский
педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают
потом и ветви,и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится
педагогическая мудрость школы».
В период реформ система
образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного
представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной
деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от
современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо
сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и
доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к
активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает
взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель
должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы
взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование
единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее
систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка.
Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель
–родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых
контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со
школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб
обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания,
разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора
на следующие нравственные нормы:
чувство ответственности перед родителями
учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую
компетентность;
активный и постоянный поиск педагогических
контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда
необходима их помощь);
уважительное отношение к
родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки
способностей детей и их поведения;
повышение авторитета родителей в глазах детей
( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и
способностей родителей в педагогической деятельности);
тактичность и
обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом
важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление
критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального
саморазвития.
Семья как воспитательный
коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего,
это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными
связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор,
ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где
общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах
деятельности.
Семья- разновозрастный
коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей,
осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается
воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые
представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств,
привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в
семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений,
освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить
нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к
будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию
жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших
поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек,
отношений.
Закон об образовании
обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно
могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей
нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной
собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном
физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются
нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его
ценностные ориентации и психологические установки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий